Главная » Статьи » Для Вас, Родители » Советы логопеда |
Возрастные нормы звукопроизношения
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности которые создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности. Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально-положительного окружения, сверхшумное окружение. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание связи с разлукой с близкими, длительное психотравмирующая ситуация в семье). Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия. Для раннего выявления нарушений речи и своевременного оказания детям логопедической помощи ежегодно в дошкольном учреждении проводится обследование состояния речи воспитанников. Индивидуальные показатели развития речи сравниваются с условным эталоном возрастной нормы развития речи. Дети, у которых выявляются множественные отклонения от возрастной нормы: стойкие нарушения звукопроизношения, недостаточность просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха, отмечается бедность словаря, выраженные ошибки в грамматическом строе речи, затруднено формирование связного высказывания, значительные трудности в усвоения слов различной слоговой структуры, направляются на ТПМПК (территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию). Решением ТПМПК зачисляются в специализированные логопедические группы детского сада. Характеристика связной речи детей в норме На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3-4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте они задают много вопросов взрослым (дети- «почемучки»), пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.). После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает). После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым. Характеристика словарного запаса детей в норме При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3- 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами. Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице. Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий). Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый. Характеристика грамматического строя речи детей в норме При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов). Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием: 1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол). 2 года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места — предлог опускается (лежит сумке). 2 года 2 мес. — 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой)', предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе). 2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол). 3-4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата). Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К трем-четырем годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже. Характеристика звукопроизношения в норме В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на тть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, jom, в, уа. В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Источник: http://rjabina-kolcovo.ucoz.ru/load/logopedicheskaja_polka/stati_rekomendacii/vozrastnye_normy_zvukoproiznoshenija/18-1- | |
Категория: Советы логопеда | Добавил: sun (15.10.2013) | Автор: Попенко Мария Юрьевна W | |
Просмотров: 1685 |
Всего комментариев: 0 | |