КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА?
«Ура! Вот оно – первое
слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так,
или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно
произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения
великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь
предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи.
Итак, вот несколько правил
для усвоения и закрепления речи дошкольника:
Правило первое: Не угадывайте
мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку,
говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет
по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и
поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все
рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите
ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте
С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом
интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой
сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте
ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните,
что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем
взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит,
задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в
этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш
малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает
слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все
эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на
предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно.
Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути
встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша,
посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», –
Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И
если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно
для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с
этого дерева…).
Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните
все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш
ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш
ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он
видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша.
Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и
рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на
небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако –
белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз,
когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша
о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его
воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не
«сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для
подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все,
что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.