Главная » Статьи » Для Вас, Родители » Советы логопеда |
Играем пальчиками – развиваем речь. Игровые методы и приемы
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развить речь ребенка. Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функции руки и речи у людей шло параллельно». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат». Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Пальчиковая гимнастика позволяет:
Баран стучит: бум-бум, Утюжок так гладко гладит,Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляционного аппарата. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она воспроизводит и синтезирует в себе театрально-игровую деятельность. Способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. А если в этом формировании определенную роль сыграют пальчики, то процесс несомненно ускорится. Определенное положение пальцев создает наглядный образ того или иного предмета, ассоциирует тот или иной звук с этим предметом. Например, [у] - песенка волка (складывают из пальчиков «голову волка»); [га] - песенка гуся (изображают голову гуся: все пальцы вместе, большой палец опускается-поднимается); [му] - песенка коровы (указательный палец и мизинец вперед, остальные в кулаке); [кар] - песенка вороны (все пальцы в кулаке, указательный и большой - «клюв»). Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей с дефектами речи. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Необходимо подбирать такой материал, чтобы в одной пальчиковой гимнастике содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносимым текстом. В начале занятий у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но к середине учебного года дети овладевают даже самыми сложными упражнениями. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место любая речевая патология (ФФНР, ОНР, ФНР). В коррекционной работе с детьми-логопатами формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Велика роль пальчикового театра в развитии речи детей. Если в пальчиковой гимнастике позы меняются достаточно быстро, согласно стихотворному тексту, то в пальчиковом театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, изменить голос, интонацию, припомнить различные детали, повадки изображаемого персонажа. Теперь он «актер» и должен постараться сыграть свою «роль» так, чтобы «зрителям» было интересно. Для театра можно использовать как пальчиковые куклы, так и сами пальчики. Работа с использованием пальчиковых кукол осуществляется поэтапно. Вначале дети надевают их на пальцы правой руки, потом - левой, и ведут диалоги в парах. Освоив этот прием, ребенок сможет говорить сразу за двух персонажей (за двух кукол на пальцах левой и правой рук). Вначале лучше подбирать стихотворные и прозаические диалоги, небольшие по содержанию. Такие тексты быстрее запоминаются. Часто в сценках содержится материал, расширяющий знания детей по определенной теме, например куклы, изображающие лесных зверей, встречаются в лесу и рассказывают о том, как они зимуют: заяц («К зиме как снег я побелел - / Шубку новую надел»),Кукол можно заменить пальчиками, сложив их определенным образом, изображая тот или иной предмет, зверя, птицу и т. д. При этом вспоминаются повадки животных, их характер, место проживания. Стихотворные тексты не только быстро запоминаются, но и нравятся детям, несут на себе эмоциональную окраску, расширяют знания детей, словарный запас, стимулируют к игровой деятельности, развивают воображение. Играйте с детьми в пальчиковые игры!С пальцами движения (шевелят пальцами), Улучшат, без сомнения (сжимают -разжимают кулачки), Память и воображение (трут ладони друг о друга, выполняют круговые движения ладонями)! Если пальчики играют (поочередно соединяют пальцы с большим), Значит, речь нам развивают (пальцем, хлопают в ладоши)! По материалам: Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет / С.И. Токарева Литература:
Источник: http://rjabina-kolcovo.ucoz.ru/load/logopedicheskaja_polka/stati_rekomendacii/igraem_palchikami_razvivaem_rech/18-1-0-16 | |
Категория: Советы логопеда | Добавил: sun (15.10.2013) | Автор: Попенко Мария Юрьевна W | |
Просмотров: 564 |
Всего комментариев: 0 | |