Игра - один из главных элементов
театрального искусства, и одна из ее форм -
театрализованные игры. Театрализованные
игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание,
творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и
отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же
является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть
разыграна в нескольких вариантах. Театрализованные
игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого
содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением
героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее,
без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев
очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной
мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники
охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки "Репка”,
”Колобок”, "Теремок”, "Три медведя” и другие. Особенно интересны сказки, где
действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для
освобождения, раскрепощения мышц. Нам
легче представить себя зайкой, собачкой и т.д. В
представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым
создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Важно правильно подобрать художественное
произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и
переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть
несколько "сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно
участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных
играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на
темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок).
Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе
увидеть результаты своих дел, поступков и т. д. При
театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, дают советы,
перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети
знакомятся с окружающим миром через
образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных
игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство. Театрализованные игры включают в себя игры – драматизации, которые
основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои
средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх –
драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его
жизнью. Большой интерес детей к
играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей,
смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация
оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного
языка, его выразительные средства, использует различные интонации,
соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко,
чтобы его все поняли. Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной
любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Импровизация – разыгрывание темы,
сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им
предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка – совместный
выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные
эпизоды. Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более
сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз
ребята сами задают друг другу темы. Тематика
и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность,
которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти
место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта,
смелость. Любимые
герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с
полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через
образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием
перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает
свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт
нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными
нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных
образов. Поскольку положительные
качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев
хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных
поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к
дальнейшему контролю за своим поведением. Но многие темы, сюжеты,
предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной
характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с
положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно
часто. Народные
традиции – богатая основа формирования у подрастающего поколения
чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе,
мирозданию. Немного сегодня семей, где сохранили память об обрядах, ритуалах,
жизненном укладе русского народа. Принимая действенное участие в праздниках и
театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок
развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность,
самодеятельность, возвращает детей к истокам
национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. Музыкальный руководитель МБДОУ № 138
Кривошеина И. И.
|